Партизан Белокобыльский
«Изощрённые пытки, а также массовые убийства пленников и деревенских «буржуев» практиковались в большом — порядка 300 бойцов — алтайском отряде М.3. Белокобыльского . Как вспоминал один из партизан, «отряд его был чисто грабительский, к нему попали отъявленные воры, уголовные, которые окружили его, но боевые были, положили тысячу голов, если не больше… Белокобыльский грабленое себе не брал, но массу такую удержать один не мог».
«Партизанский вожак И.Я. Огородников во время поисков штаба Белокобыльского в Старой Тарабе увидел в этом селе «три воза трупов на простых дровнях… человек так до десяти на возу… все были нагие, обезображены… обрезаны носы, уши, выколоты глаза, тела вспороты нагайкой». В декабре 1919 г. разъярённые огромными потерями при 18суточном штурме хорошо укреплённого с. Тогул (там оборонялись до 250 солдат и 500 дружинников) отрядники Белокобыльского и других вожаков зарубили около 350 пленных..»
«Так разыгрывался насыщенный кровью карнавал, вышедший из берегов и пытавшийся полностью заменить жизнь, поскольку мужицкое царство, без власти городских начальников, без авторитета церкви, интеллигенции и зажиточных деревенских хозяев, и должно было так выглядеть: бесконечной гульбой, где потехе время, а войне час, когда партизаны-роговцы из отряда М. З. Белокобыльского, проведя день в пьяном разгуле, затем толпой идут стрелять по осаждённой Тогульской церкви, превращённой белыми в крепость, а потом расходятся и возвращаются к прерванному веселью: «Интересно было то, что с утра гуляем, пляска, песни, а к вечеру будь готов к наступлению…»
"Герои гражданской войны"
«...часто прихожане безучастно или даже с одобрением встречали нечеловеческую партизанскую расправу над священнослужителями. Когда 12 декабря 1919 г. сдались осаждённые партизанами батальона роговца М. З. Белокобыльского уцелевшие защитники большого с. Тогул, расположенного на стыке Бийского и Кузнецкого уездов, им, согласно партизанским мемуарам, при широком скоплении народа была учинена «жестокая месть», причём 16 священнослужителей были сожжены живьём: «Когда привели на площадь – попам стало ясно, что костры для них. Заревели, стали молиться, просили пощады. Но пощады не было. Их загоняли на костры штыками, остриями пик и шашек. Запахло паленым. Так же расправились с контрразведчиками…» (ГАНО. Ф. П-5. Оп. 2. Д. 1166. Л. 88).»
Горная Колывань. В таких декорациях происходили эти кровавые события
«Отряд роговца М. З. Белокобыльского после окончания боевы х действий зимой и весной 1920 г. перемещался от села к селу на пути от Горного Алтая к Колывани, сочетая беспрерывное пьяное веселье с убийствами: «Занятие было одно. Гуляли, добивали оставшееся духовенство…» (ГАНО. Ф. П-5. Оп. 4. Д. 1586. Л. 7).»
«Роговец» – это означает, что Белокобыльский одно время командовал батальоном в партизанском отряде анархиста Григория Рогова. Секретный сотрудник (сексот) Алтайской губернской ЧК Белокобыльский в 1920 был представителем красных на переговорах с Роговым, которые провалились.
Командиры алтайских партизан
«Видный партизан М.З. Белокобыльский, сексот Алтгубчека с февраля 1920 г., вскоре за провал переговоров с Г.Ф. Роговым попал – по обвинению в предательстве – в барнаульскую тюрьму, где успешно подвизался внутрикамерным агентом. Освободившись в 1921 г., он как завхоз ряда барнаульских учреждений продолжил работу по осведомлению ЧК: «…Результат работы был весьма блестящим, были изъяты все те документы, которые требовались для губчека… от губисполкома я получил в награду одну борчатку, пару пимов, пару перчаток и шапку». Потом под видом инструктора губземуправления он был «послан к бандитам в тайгу», а с мая 1922 г. в течение двух лет Белокобыльский работал секретным информатором Алтгуботдела ГПУ в районах».
Селянин. «Расстрел Ребрихинских партизан». Холст, масло
В дальнейшем дослужился до «начальника управления мест заключения» (точнее выяснить не удалось), а в 1936 сам был расстрелян за антисоветскую деятельность.
Такие дела.
Интересно, что фамилию Белокобыльская носила и партизанка-анархистка, которая собрала остатки разбитого большевиками анархистского отряда упомянутого Григория Рогова:
«...в окрестностях Прокопьевского рудника действовал анархический отряд Аньки Белокобыльской (...). Именно Белокобыльская сумела сплотить вокруг себя остатки разбитого отряда безвременно погибшего Рогова. Она защищала население рудника от большевистского произвола, наказывала активистов, устраивала поджоги и взрывы. В разгроме ее отряда большую роль сыграл милиционер Виктор Кайгородов, сам погибший в 1924 году от крестьянской пули.»
Милиция на Алтае, ликвидировавшая партизанские отряды анархистов, которые теперь уже назывались бандами
Цитаты – из работ А.Г. Теплякова: монографии “«Непроницаемые недра»: ВЧКОГПУ в Сибири. 1918–1929 гг.” – М.: АИРО-XXI, 2007, и статей “Антицерковный террор партизан Сибири и Дальнего Востока в годы Гражданской войны” и “Инфернальная карнавализация: «чёрный юмор» партизан и чекистов 1920 – 1930-х гг.”. Сведения о расстреле самого М.Б. – из работы “Судьбы участников первой мировой войны и партизанского движения в Сибири”. Про Аньку Белокобыльскую – из статьи Игоря Мангазеева «Оборванная революция. Расцвет анархизма и анархо-синдикализма в Кузбассе в 1918-1926 годах».
Еще немного подробностей биографии красного партизана Белокобыльского удалось выяснить у новосибирского историка Алексея Георгиевича Теплякова, автора работ о красном терроре в Сибири и на Дальнем Востоке. Откуда родом этот Белокобыльский, не с востока ли Украины?
«Белокобыльский родился в Поволжье, хотя это не исключает путешествия его предков с Украины», – пишет А.Г.Тепляков и продолжает:
«БЕЛОКОБЫЛЬСКИЙ Максим Захарович (нояб. 1892 – 13.12.1937, Новосибирск). Чл. компартии с авг. 1917. Уроженец с. Каменка Песчанской вол. Балашовского уезда Саратовской губ. Из бедных крестьян, русский (выделено мною. – А.Б.) образование начальное (3 кл. сельской школы). С 1903 работал по найму. С 1904 жил в с. Старая Тараба Верх-Чумышской вол. Барнаульского уезда Томской губ. Имел середняцкое хозяйство (4 лошади, коровы), работал батраком. Участник Первой мировой войны с 1914, воевал в составе 5-й Сибирской артбригады; в апр. 1918 демобилизован».
Никакой Максим Захарович был не русский, конечно. Село Каменка его родное, как и волостной центр Песчанка – в числе старейших украинских поселений Саратовской области. Они находятся в Балашовском уезде, граничившем с Воронежской губ. и Областью Войска Донского.
«На земле Балашовского уезда возникли следующие поселения украинской национальности: Григорьевка, Шепетовка, Алексеевка, Ходаковка, Полухин, Сергиевка, Чапушка, Львовка, Дубовой, Старохоперское, Песчанка, Самойловка, Малая Семеновка, Каменка, Голопузовка, Красавка, Романовка, Михайловка, Еловатка.
В 1747 году для перевозки соли с озера Эльтон были приглашены украинцы. Те, кто участвовал в перевозке соли (их назвали гулахами) имели немалые льготы. Им давалась земля для пастбищ, налоговые скидки, ссуды на обзаведение личным подворьем. Они не призывались на военную службу. На торговом пути от Саратова до Воронежа и Тамбова возникло более 100 украинских слобод и хуторов».
Интересно, что русскими Саратовскую губернию стали заселять лишь через четверть века: «Массовое переселение русских людей происходило в промежутке между 1775—1800 гг. Приближенные царского двора – Нарышкины, Разумовские, Куракины, Голицыны и др. стремились переводить своих крестьян на необжитые жалованные земли Балашовского края».
Коментарі
Дописати коментар