Z-похороны, взрыв патриотизма, штрафы противникам войны. О чем пишут региональные медиа в РФ
Война Z полностью изменила российские медиа. Кроме запрета на правду о боевых действиях армии РФ на территории Украины, нельзя даже писать слово «война». Запрещены самые популярные соцсети, где медиа продвигали свой контент. В этих условиях для многих россиян все большую роль играют местные интернет-ресурсы. «РГ» больше недели следила, о чем пишут они – от Калининграда до Хабаровска.
Александр Белокобыльский, РГ
Магистральные направления пропаганды
Запреты и ограничения, введенные в РФ, коснулись и региональных медиа, конечно. Здесь тоже не встретишь слова «война», сообщений о варварских обстрелах российскими войсками украинских городов, гибели тысяч мирных жителей, а также о катастрофических потерях армии страны-агрессора.
В то же время по этим ресурсам отчетливо видно, на каких направлениях сосредоточились кремлевские пропагандисты. С самого начала у нас было впечатление, что региональные медиа слишком уж синхронно дают материалы по определенным темам в одинаковом ключе.
Позже в распоряжении «РГ» оказалось несколько темников с «рекомендациями», как работать с новостной повесткой. Публиковать не будем, чтобы не потерять источник, но из дальнейшего вы сами всё увидите.
Новости мирного времени (коммуналка, условная посевная, спортивные достижения) сейчас сильно ужались в проценте от общего потока. Больше половины информационных лент сейчас занимают два основных направления.
- Это, во-первых, собственно «спецоперация на Украине» – потери, поддержка войны обществом, штрафы за «дискредитацию армии», сбор и отправка гуманитарки для беженцев из «ЛДНР», борьба с украинскими спецслужбами и патриотическое воспитание.
- И во-вторых, международные санкции и их последствия – дефицит товаров, рост цен, грядущий рост безработицы и в то же время «успокаивающие» новости о поддержке регионов, импортозамещении и прочем вставании с колен.
Отдельным пунктом – комментарии местных экспертов, мол, санкции только на пользу.
Цинковые гробы – во все концы РФ
Потери. С первых дней войны в РФ вообще отрицали потери личного состава, а центральные каналы рапортовали, будто «специальная операция на Украине» идет по плану. Однако в регионы вскоре поехали цинковые гробы, и именно региональные медиа стали первыми сообщать о «геройской гибели» военнослужащих. Вот заголовки только за один вечер 10 марта.
«Совершил подвиг и не сдался в плен: о жизни и смерти первого волгоградского Героя России в ходе спецоперации на Украине»
«Контрактник из Волгоградской области погиб в ходе спецоперации на Украине»
«Невосполнимая утрата. В ходе специальной военной операции на Донбассе погиб военнослужащий из Магнитогорска»
«В ходе спецоперации на Украине погиб командир взвода ОМОН «Зырянин» Алексей Опацкий»
«Несгибаемые парни»: что известно о сибиряках, погибших в ходе спецоперации на Украине»
«В Бурятии простились с ещё одним погибшим на Украине военным»
«Правительство Челябинской области выражает соболезнования близким погибшего сержанта»
«Глава Лабинского района сообщил о гибели в Украине кубанского военного спустя полторы недели»
Тут все понятно, подобные новости в Украине встречают с энтузиазмом. Пришли с мечом – от меча погибли. С началом войны многие украинцы обнаружили, что могут бесконечно смотреть ролики с уничтоженными российскими оккупантами и техникой. Одна девушка в Фейсбуке подметила: ролики с атакой «Байрактаров», как видео на Порнхабе: знаешь, чем закончится, но все равно смотришь до конца.
Подводя черту под новостями о потерях личного состава – хорошо, но мало. Впрочем, далеко не все погибшие попадают в ленты новостей.
«Смоленский гусачок» – за войну
Поддержка войны и Патриотизм. Эти два направления связаны между собой, поскольку поддержка агрессивной войны РФ на территории Украины как раз и выдается обычно за проявление патриотизма. Среди таких новостей, конечно, встречаются довольно неординарные.
Например, с буквой Z. В Нижнем Тагиле 14 марта фонари на улицах зажгли в форме этой буквы. В тот же день в нее выстроились в Питере полицейские. Несколькими днями ранее эту латинскую букву, ставшую символом российского вторжения, выстроили полицейские Пятигорска. В Ставрополе таким образом горели окна студенческой общаги. А вот в Краснодаре студенты Кубанского госуниверситета не поддержали идею с Z из окон.
«17 марта в беседе студенты не поддержали патриотическую акцию, предложенную председателем комиссии ППОС КубГУ. Предлагалось зажечь свет в определённых окнах общежития, чтобы сделать символ «Z» из окон», – рассказывал патриотически настроенный предстудсовета общежития КубГУ.
В селе Возжаевка Амурской области, пишет ПортАмур, 30 машин выстроились буквой V 7 марта. А в Череповце 18 марта 130 машин выстроились и в Z, и в V.
Нетривиальный способ поддержать убийц из ВС РФ нашли творческие народные коллективы, которые запустили танцевальную Z-эстафету «Россия_Мы». После Ростовской области и Кубани ее приняли в Смоленском госинституте искусств. Здесь 14 марта танцевальный ансамбль исполнил в поддержку армии народный танец «Смоленский гусачок».
В Волгограде создали молодежное движение «Молодой десант» и отчитались, что за несколько дней в него вступило 14 тысяч человек. В Кизляре (Дагестан) для школьников провели занятия, где промывали мозги на тему «спецоперации» – объясняли, почему РФ не могла не напасть на Украину. На совещании по патриотическому воспитанию в Коми говорили, в том числе, о показах российского кино.
«Сегодня во многих муниципалитетах есть хорошие современные кинотеатры. Да, это не те, что у нас в городе, но тем не менее», – сказала министр культуры Республики Коми.
То есть в столице республики Сыктывкаре ни одного хорошего кинотеатра не имеется.
40 тысяч за камент «Z – засранцы» в ВК
«Дискредитация армии». «Кругом враги». Много внимания уделяется наказанию тех, кто выступает против войны РФ на территории Украины.
14 марта – 3 приговора в Анапе и Туапсе. 15 марта – штраф на 30 тысяч за «дискредитацию» в Набережных Челнах (Татарстан). 17 марта в Томске мужчину арестовали за «молчаливую поддержку» акции протеста (он проходил мимо и остановился). 18 марта – штраф 30 тысяч за расклейку антивоенных листовок. В этот же день – редакторке пермского издания светит штраф 200 тысяч за колонку на сайте и пост в соцсетях, а в Сургуте мужчину оштрафовали на 40 тысяч за комментарий в «Вконтакте»: «Z – засранцы».
Спектакли популярного драматурга Вырыпаева сняли со сцены во многих городах РФ после того, как он объявил, что гонорары пойдут в помощь беженцам в Украине.
В свою очередь «Нижний Новгород Онлайн» публикует руководство «Как не попасть под статью за пост в соцсетях о конфликте на Украине – 7 советов от эксперта-лингвиста». «Теоретически любое оценочное суждение относительно Вооруженных сил в критическом ключе может быть квалифицировано как уголовное преступление», – говорит он.
Не осталась без внимания в регионах работа украинских спецслужб и волонтеров, которые проводят рассылки электронных писем, сообщений в мессенджерах гражданам государства-агрессора РФ, а также делают звонки с информацией о войне.
Так, 10 марта сообщалось о многочисленных звонках и сообщениях в Волгограде, 11 марта об «опасных звонках о спецоперации на Украине» ФСБ предупредила жителей Свердловской области. 19 марта по этому поводу выступил губернатор Псковской области с призывом «Не поддавайтесь на провокации».
«Санкции на пользу». Кто бы сомневался
«Санкции на пользу». «Вставание с колен». Удивительным образом в региональных медиа РФ уживаются новости о том, как исчезает и дорожает в магазинах корм для животных, бытовая химия, пресловутый сахар, как закрываются производства западных компаний в РФ и местные предприятия готовятся к сокращениям – и бравурные выступления чиновников.
Тут даже заголовки приводить, кажется, смысла нет, настолько их много и настолько картина ясна. Впрочем, пару сюжетов мы таки приведем, – они говорят о «вставании с колен» куда больше, чем обещания правительства РФ поддержать рынок труда в регионах субвенциями. Итак.
«Это капля в море: в Краснодаре расселят 24 аварийных дома». В новости идет речь о домах, которые признаны аварийными и в которых проживают 430 человек.
«Стало известно, сколько новых домов надо построить в Петрозаводске, чтобы расселить «аварийки». Сообщается, что петрозаводские власти с 2017 года признали аварийными более 675 многоквартирных домов. Таким образом, в ужасных условиях в городе на сегодня живут 16 738 человек.
Петрозаводск – это столица Карелии, его население около 280 тысяч человек. То есть в непригодных для жизни домах обитают примерно 6% петрозаводцев. Точнее, чуть больше, потому что до 2017 были признаны аварийными жилища еще почти полтысячи горожан. Для последних квартиры строятся и якобы будут предоставлены к концу 2023 года. Как нетрудно подсчитать, такими темпами нынешних обитателей аварийных домов переселят в новые за 222 года с небольшим.
Но это, конечно, если в РФ будет из чего и за что строить, – если хоть что-то останется от экономики России уже в ближайшей перспективе. Впрочем, как видим, «она и при жизни не отличалась темпераментом».
Коментарі
Дописати коментар